Микшерные пульты
Микшерный пульт
– это звуковое оборудование, основной задачей которого является объединение
множества входных звуковых сигналов в один (несколько) с некоторой
дополнительной обработкой. Под дополнительной обработкой подразумевается, как
минимум, регулировка уровней сигналов для их согласования и регуляторы
панорамирования. В действительности микшерные пульты оборудуются канальными и
общими эквалайзерами, устройствами (процессорами) наложения эффектов (как
внешними, так и интегрированными в пульты), устройствами динамической обработки
звука на основе компрессии, отключаемыми обрезными ВЧ и НЧ фильтрами различных
типов с фиксированной или регулируемой частотой среза… Также, фактически
необходимыми представляются функции мониторинга звука и разного рода индикаторы
рабочего процесса.
По назначению,
в достаточной степени условно, микшерные пульты можно разделить на концертные и
студийные. Условно, поскольку многие модели пультов могут прекрасно совмещать в
себе и те, и другие функции. Для студийных пультов весьма важны низкий уровень
собственного шума, возможность запоминания настроек для более гибкой работы с
исполнителями. Концертные микшерные пульты предполагают повышенную надёжность
(сорванное, из-за отказа пульта, мероприятие – не шутка), возможность
оперативного изменения параметров обработки звука и, по возможности, большее
количество входов. Несколько особняком стоят эфирные микшерные пульты. Помимо
традиционного, им необходим некоторый дополнительный функционал: возможностью
телефонных коммуникаций, неэфирных переговоров, фейдер-старт и т.п. Также
выделяют довольно специфичные DJ микшеры. Так, они не нуждаются в таком уж
большом количестве входов, но нуждаются в возможности ненавязчивого плавного
перехода с одного сигнала на другой, по возможности, в богатом наборе
процессора эффектов, в возможности коммутации винилового проигрывателя, в
наличии микрофона для ди-джея, в подключаемых к любому источнику сигнала
наушниках, в удобном оперативном управлении. Весьма распространены зонные
микшерные пульты, предназначенные для независимого обеспечения звуком
нескольких помещений. Как правило, интегрируются в системы трансляции и
оповещения.
По исполнению
различают рэковые и настольные микшерные пульты. По способу обработки звукового
сигнала – аналоговые и цифровые. Цифровые микшерные пульты не обладают
наглядностью управления аналоговых, существенно дороже и требуют несколько
большей квалификации пользователя. Однако, приобретают всё большее
распространение из-за крайне высокой величины отношения сигнал/шум, высокого
качества обработки звука, возможности подключения к ПК (в том числе, для
записи), возможности беспроводной связи на частотах Wi-Fi, возможности записи в
памяти множества настроек, а также существенным потенциалом в части расширения функционала
за счёт дополнительных модулей.
В крупных
студиях звукозаписи и концертных залах применяются стационарные микшерные
пульты. Их отличают наличие большого числа каналов, богатый функционал. Даже
управляют ими нередко несколько человек. Именно в таких случаях весьма уместны
и часто применяются цифровые технологии. Значительно больше распространены
переносные пульты вполне профессионального уровня. Количество каналов в них не
превышает двух-трёх десятков, при этом их функционала вполне хватает для
обеспечения довольно крупных мероприятий и качественной звукозаписи. Также
часто используются портативные микшерные пульты (условно, до 10 каналов). Такие
устройства наиболее пригодны для музыкальной поддержки с использованием
фонограммы. Главным их достоинством является высокая мобильность. Для ещё
большей компактности в них даже заменяют фейдеры на менее наглядные, но
малогабаритные вращающиеся регуляторы. В мобильных звуковых комплектах довольно
часто применяются активные микшерные пульты. Их отличает наличие в устройстве
интегрированного усилителя мощности. В части обработки звука подобным
устройствам похвастаться нечем, зато значительно упрощается коммутация и
уменьшается время развёртывания комплекта.
Микшерный
пульт, для удобства работы, должен обладать хорошим ассортиментом
коммутационных разъёмов. В джентльменском наборе желательны микрофонные и
линейные разъёмы XLR и TRS или XLR/TRS combo, причём, предпочтительно,
балансные (их можно использовать и как небаласные). Это существенно снижает
уровень внешних наводок, особенно, при значительной протяжённости кабелей. Как
правило, к микшерным пультам возможно подключение как динамических, так и
конденсаторных микрофонов (с обеспечением фантомного питания, естественно).
Часто микрофонные входы снабжаются предварительными усилителями и регуляторами
чувствительности. Практически обязательными также являются стерео входы
(обычно, RCA, TRS) для подключения CD плееров, виниловых проигрывателей, ПК.
Микшерные пульты
DAP Audio представлены DJ-микшерами не так давно запущенной серии CORE, концертными/студийными
микшерами в настольном/рэковом исполнении, стационарными (инсталляционными)
микшерами, предназначенными для установки в рэковую стойку. Большая часть
инсталляционных микшеров является зонными.