Микшерные пульты

Микшерный пульт – это звуковое оборудование, основной задачей которого является объединение множества входных звуковых сигналов в один (несколько) с некоторой дополнительной обработкой. Под дополнительной обработкой подразумевается, как минимум, регулировка уровней сигналов для их согласования и регуляторы панорамирования. В действительности микшерные пульты оборудуются канальными и общими эквалайзерами, устройствами (процессорами) наложения эффектов (как внешними, так и интегрированными в пульты), устройствами динамической обработки звука на основе компрессии, отключаемыми обрезными ВЧ и НЧ фильтрами различных типов с фиксированной или регулируемой частотой среза… Также, фактически необходимыми представляются функции мониторинга звука и разного рода индикаторы рабочего процесса.

По назначению, в достаточной степени условно, микшерные пульты можно разделить на концертные и студийные. Условно, поскольку многие модели пультов могут прекрасно совмещать в себе и те, и другие функции. Для студийных пультов весьма важны низкий уровень собственного шума, возможность запоминания настроек для более гибкой работы с исполнителями. Концертные микшерные пульты предполагают повышенную надёжность (сорванное, из-за отказа пульта, мероприятие – не шутка), возможность оперативного изменения параметров обработки звука и, по возможности, большее количество входов. Несколько особняком стоят эфирные микшерные пульты. Помимо традиционного, им необходим некоторый дополнительный функционал: возможностью телефонных коммуникаций, неэфирных переговоров, фейдер-старт и т.п. Также выделяют довольно специфичные DJ микшеры. Так, они не нуждаются в таком уж большом количестве входов, но нуждаются в возможности ненавязчивого плавного перехода с одного сигнала на другой, по возможности, в богатом наборе процессора эффектов, в возможности коммутации винилового проигрывателя, в наличии микрофона для ди-джея, в подключаемых к любому источнику сигнала наушниках, в удобном оперативном управлении. Весьма распространены зонные микшерные пульты, предназначенные для независимого обеспечения звуком нескольких помещений. Как правило, интегрируются в системы трансляции и оповещения.

По исполнению различают рэковые и настольные микшерные пульты. По способу обработки звукового сигнала – аналоговые и цифровые. Цифровые микшерные пульты не обладают наглядностью управления аналоговых, существенно дороже и требуют несколько большей квалификации пользователя. Однако, приобретают всё большее распространение из-за крайне высокой величины отношения сигнал/шум, высокого качества обработки звука, возможности подключения к ПК (в том числе, для записи), возможности беспроводной связи на частотах Wi-Fi, возможности записи в памяти множества настроек, а также существенным потенциалом в части расширения функционала за счёт дополнительных модулей.

В крупных студиях звукозаписи и концертных залах применяются стационарные микшерные пульты. Их отличают наличие большого числа каналов, богатый функционал. Даже управляют ими нередко несколько человек. Именно в таких случаях весьма уместны и часто применяются цифровые технологии. Значительно больше распространены переносные пульты вполне профессионального уровня. Количество каналов в них не превышает двух-трёх десятков, при этом их функционала вполне хватает для обеспечения довольно крупных мероприятий и качественной звукозаписи. Также часто используются портативные микшерные пульты (условно, до 10 каналов). Такие устройства наиболее пригодны для музыкальной поддержки с использованием фонограммы. Главным их достоинством является высокая мобильность. Для ещё большей компактности в них даже заменяют фейдеры на менее наглядные, но малогабаритные вращающиеся регуляторы. В мобильных звуковых комплектах довольно часто применяются активные микшерные пульты. Их отличает наличие в устройстве интегрированного усилителя мощности. В части обработки звука подобным устройствам похвастаться нечем, зато значительно упрощается коммутация и уменьшается время развёртывания комплекта.

Микшерный пульт, для удобства работы, должен обладать хорошим ассортиментом коммутационных разъёмов. В джентльменском наборе желательны микрофонные и линейные разъёмы XLR и TRS или XLR/TRS combo, причём, предпочтительно, балансные (их можно использовать и как небаласные). Это существенно снижает уровень внешних наводок, особенно, при значительной протяжённости кабелей. Как правило, к микшерным пультам возможно подключение как динамических, так и конденсаторных микрофонов (с обеспечением фантомного питания, естественно). Часто микрофонные входы снабжаются предварительными усилителями и регуляторами чувствительности. Практически обязательными также являются стерео входы (обычно, RCA, TRS) для подключения CD плееров, виниловых проигрывателей, ПК.

Микшерные пульты DAP Audio представлены DJ-микшерами не так давно запущенной серии CORE, концертными/студийными микшерами в настольном/рэковом исполнении, стационарными (инсталляционными) микшерами, предназначенными для установки в рэковую стойку. Большая часть инсталляционных микшеров является зонными.