Микрофоны и радиосистемы

Микрофон – это звуковое оборудование, предназначенное для конвертирования воздушных колебаний звуковой частоты в переменный электрический сигнал. В настоящее время используются, главным образом, динамического и конденсаторного типов. Динамический микрофон, в целом, повторяет структуру обыкновенного воспроизводящего динамика: связанная с подвижным проводником мембрана реагирует на колебания давления воздуха. Проводник, помещаемый в поле постоянного магнита, порождает ЭДС, соответствующую частоте и амплитуде колебаниям мембраны, и, следовательно, звуковым колебаниям. Встречаются динамические микрофоны катушечного типа и, используемые обычно в студиях, ленточного типа. Конденсаторный микрофон представляет собой, понятно, конденсатор переменной ёмкости с подвижной, в соответствии с колебаниями давления, пластиной. Для появления переменного электрического сигнала необходим источник постоянного напряжения, то есть фантомное питание (чаще всего, +48 В). Конденсаторные микрофоны отличаются богатым динамическим диапазоном и гладкой АЧХ, в то же время, требовательны к температурным условиям и влажности, боятся ударов, поэтому используются, в основном в студиях.

Профессиональные микрофоны оцениваются по чувствительности, акустической характеристике, качеству АЧХ, направленности, допустимому уровню звукового давления, величине внутренних помех. Чувствительность указывает зависимость выходного напряжения от воспринимаемого звукового давления. Характеристика направленности указывает изменение чувствительности микрофона по мере отклонения источника звукового сигнала от его оси. Чаще всего используются однонаправленные кардиоидные микрофоны. Допустимый уровень звукового давления характеризует возможную громкость источника звука. Для оптимального режима работы микрофона используются различные виды его защиты. Так, ветрозащита, представляющая собой дополнительную насадку из поролона, например, поможет минимизировать шумы от движения воздуха, от шипящих звуков, защитить капсюль от слюны исполнителя и просто механически. В студийной работе применяют поп-фильтры со схожим назначением.

На сцене предпочтение отдаётся, в основном, относительно недорогим, не нуждающимся ни в каком питании, динамическим катушечным микрофонам. По качеству звука они несколько хуже конденсаторных, но зато куда менее капризны. Студийный микрофон – это, чаще всего, высокочувствительная конденсаторная система или, реже, динамический ленточный микрофон. Такие микрофоны часто рассчитаны на шумоизолирующие амортизирующие подвесы, закреплённые на специальной микрофонной стойке. Различают также вокальные и инструментальные микрофоны. Их специализация определяется, в основном, частотным диапазоном. Скажем, вокальный микрофон с диапазоном 80…15 000 Гц – вполне удовлетворительное решение. Инструментальный микрофон для малых барабанов не должен иметь предела выше частоты 50 Гц, для «бочки» - не более 30…35 Гц.

Радиосистемы вызывают отдельный интерес своей мобильностью и удобством. Обычные проводные микрофоны, естественно, нуждаются в кабеле. Причём, в кабеле специальном, предназначенном для передачи симметричного сигнала с минимизацией возможных посторонних помех. Это часто создаёт существенные неудобства. Приёмное устройство должно иметь балансный вход.  Это требование тем серьёзней, чем больше длина микрофонного кабеля. Беспроводной микрофон в комплекте с базовым приёмником, образующие радиосистему, лишён этих недостатков. Разве что, радиомикрофон может не вовремя отключиться из-за подсевшего источника питания (батарейки или аккумулятора). Как и в проводных, существуют инструментальные и вокальные радиосистемы, беспроводные гарнитуры.